11 февраля 2021 г. состоялось расширенное заседание Комитета по развитию контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте CРО Ассоциации «Промжелдортранс». Заседание прошло в формате видеоконференции, в которой приняли участие 35 человек.
Вел заседание председатель Комитета, заместитель исполнительного директора Ассоциации А.А.Глазунов.
Комитет по развитию контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте был создан СРО в 2019 году. Цель его работы – стимулировать развитие контейнерного бизнеса среди членов Ассоциации, вовлечь максимально возможное количество наших предприятий и партнеров в процесс контейнеризации грузов.
Заседание открыл исполнительный директор Ассоциации А.Ю.Маняхин. «Анализируя новые вызовы, которые стоят перед предприятиями промышленного транспорта, мы понимаем, что ППЖТ должны трансформироваться, осваивать новые смежные виды деятельности, тем самым снижая свои риски», — отметил он.
С подробным докладом выступил председатель комитета А.А. Глазунов. Он привел последние статистические данные по контейнерным перевозкам на железнодорожном транспорте, обозначил причины роста перевозок и перспективы контейнерного рынка.
Сейчас наблюдается тренд на контейнеризацию отправлений, которые ранее перевозились в полувагонах насыпным методом, в том числе уголь и металлы. Тренд, скорее всего, сохранится и в последующие годы, поскольку иначе российским экспортерам будет все сложнее встраиваться в мировые логистические цепочки, где царит универсализация и мультимодальность.
«Предприятия, входящие в Ассоциацию, конечно же, не могут оставаться в стороне от современных тенденций. У них есть все предпосылки для того, чтобы включиться в новые логистические потоки», — уверен Глазунов.
ППЖТ могут предложить свою, по разным причинам недозагруженную, инфраструктуру (земля, путевое развитие, тяговый подвижной состав, здания и сооружения) и готовые высококвалифицированные кадры. Нужно рассматривать возможность минимизации «последней мили», доставки груза не просто «door to door», но и «цех to цех» или «склад to прилавок».
Усилия по переходу на новые формы работы обязательно окупятся: по расчетам специалистов, контейнеризация отгрузок предприятия может дать до 20% экономии затрат на логистику.
В свете новых тенденций Ассоциация уже начала взаимодействие с профильными подразделениями ОАО «РЖД». Рабочие встречи с представителями «РЖД-Логистика» и «РЖД-Инвест» прошли в конструктивном ключе. Нельзя не учитывать и появление нового контейнерного оператора РЖД — АО «РЖД Бизнес Актив». Сотрудничество с этой компанией также имеет для нас большие перспективы.
Общие вопросы развития контейнерных перевозок осветила д. т. н. Л.А.Андреева – заместитель председателя Комитета по контейнерам СРО, председатель Технического комитета ТК 246 «Контейнеры», созданного на базе института «Промтрансниипроект». Комитет обеспечивает работу по проведению единой технической политики в области контейнеризации в РФ. Андреева проинформировала об итогах работы комитета ТК-246 в 2020 г.
А.В.Ганзенко — генеральный директор АО «Подольское ППЖТ» и А.И.Казанджи — генеральный директор ООО «Кировпромжелдор» поделились практическим опытом создания и развития контейнерных терминалов на базе своих предприятий.
Подольское ППЖТ начало заниматься контейнерным бизнесом еще с 1990-х годов, прошло длительную и непростую процедуру открытия терминала. Сейчас предприятие расширило свою инфраструктуру, открыта вторая очередь терминала. Если в 2007 г. было отправлено 20 тысяч контейнеров ДФЭ, то в 2020 г. – уже 223 тысячи.
Даже в период пандемии по контейнерному направлению у Подольского ППЖТ наблюдался рост. Сейчас предприятие начинает развивать и контрейлерный бизнес, к которому присматривалось еще с 2013 года.
Председатель Совета директоров АО «Подольское ППЖТ» А.В.Нарейко прокомментировал вопросы совместного с РЖД развития инфраструктуры необщего пользования для увеличения объемов контейнерных перевозок, в том числе реконструкции станции Силикатная Мжд. Здесь есть проблемные моменты, над которыми нужно работать.
Опыт Подольского ППЖТ взяли на вооружение коллеги из другого региона. Контейнерная площадка создана на базе кировского предприятия «Кировпромжелдор». Руководитель предприятия А.И.Казанджи отметил, что работа уже началась, однако существуют серьезные трудности в условиях конкуренции со стороны компании «Трансконтейнер».
На заседание комитета был приглашен исполнительный директор АО «ИК «РЖД-Инвест» С.А.Кочев, чей доклад вызвал большой интерес, так как речь шла о новых формах взаимодействия ППЖТ и РЖД.
Докладчик считает, что предприятия промышленного транспорта имеют большой потенциал для развития контейнерного бизнеса. Налицо заинтересованность локальных клиентов в контейнеризации грузов.
ППЖТ расположены в непосредственной близости к грузовой базе своих клиентов, имеют необходимую инфраструктуру и потенциал по размещению новых контейнерных площадок. Есть все предпосылки для включения таких площадок в новые логистические потоки.
Форматы взаимодействия РЖД и ППЖТ могут быть как операционно-технологические, так и инвестиционно-корпоративные. Речь идет, например, об инвестициях в модернизацию железнодорожной инфраструктуры на путях необщего пользования. РЖД также рассматривает возможность аренды или выкупа активов у ППЖТ. При этом любое взаимодействие должно базироваться на рыночном подходе и соблюдении интересов обеих сторон.
В дальнейшем нужно говорить о синхронизации действующих и перспективных контейнерных площадок ППЖТ с программой развития контейнерных перевозок РЖД.
Обращаясь к собравшимся с заключительным словом, А.А.Глазунов еще раз подчеркнул:
«Хотите вы этого или нет, тренд на контейнеризацию рано или поздно затронет ваши предприятия. Нужно уже сейчас думать о новых формах работы. Присмотритесь, чем живут ваши грузоотправители и грузополучатели, в том числе те, кто сейчас пользуется автомобильным транспортом. Что вы можете предложить им в свете новых тенденций? Какая грузовая база может перейти на контейнеры?»
Комитет по контейнерам СРО, со своей стороны, будет продолжать активную работу по всем обозначенным направлениям, включая общение с нашими партнерами из холдинга РЖД.
Наша основная задача – снятие барьеров для развития бизнеса предприятий — членов Ассоциации, всесторонняя поддержка в освоении новых видов деятельности.
Протокол заседания Комитета по развитию контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте 11 февраля 2021 г. будет выслан всем членам СРО по электронной почте.
Предыдущие новости по теме: