2 сентября 2017 года в Щербинке (Москва) успешно завершилось одно из крупнейших событий отрасли — VI Международный железнодорожный салон техники и технологий «ЭКСПО 1520».
Представители СРО Ассоциации «Промжелдортранс» посетили выставку железнодорожной техники и приняли участие в деловой программе — X Международной конференции «Железнодорожное машиностроение. Перспективы, технологии, приоритеты».
Стенды участников расположились в нескольких выставочных павильонах на территории Экспериментального кольца ОАО «ВНИИЖТ». Здесь были представлены российские и зарубежные производители локомотивов, комплектующих, различных видов оборудования, автоматики, систем контроля и безопасности и многие другие. ООО «Первая Локомотивная Компания» презентовала двухсистемный грузовой электровоз 2ЭВ120 («Князь Владимир»). Интересные разработки в области локомотивостроения представили китайские компании, в частности, China Railway Rolling Stock Corporation (CRRC).
Самая зрелищная часть экспозиции – это, конечно, настоящие образцы подвижного состава, представленные на железнодорожных путях под открытым небом. Среди них были модели, которые могут эксплуатироваться на путях необщего пользования.
Например, маневровый шестиосный тепловоз ТЭМ28 мощностью 895 кВт – универсальная машина, которая с одинаково высокой эффективностью может выполнять широкий спектр работ: от легкой хозяйственной до тяжелой вывозной и горочной.
Шадринский автоагрегатный завод (Курганская обл.) представил модернизированный тепловоз ТГМ4Б-УГМК с гидравлической передачей мощности. Тепловоз предназначен для маневровой работы на горнодобывающих, металлургических и других промышленных предприятиях. Локомотив создан по проекту компании Woodward-MEGA (Венгрия) путем проведения глубокой модернизации тепловоза серии ТГМ4Б.
Многофункциональное транспортное средство (производитель – УралВагонЗавод) – интересная альтернатива маневровому тепловозу. Машина рамной конструкции с двумя ведущими мостами, с управляемыми передними и задними колесами, с передними и задними направляющими железнодорожными колесами. Номинальная мощность двигателя – 122 кВт.
Организаторы «ЭКСПО 1520» подготовили для участников и гостей настоящее шоу: перед собравшимися на железнодорожном кольце проехали паровозы, тепловозы и электровозы, представляющие всю историю отечественного локомотивостроения. Парад открывали уникальные экземпляры ретро-локомотивов, восстановленные до рабочего состояния. Например, паровоз серии Ь N 2012 был построен в 1897 году и долгое время использовался для маневровых работ. Завершали показ суперсовременные локомотивы: 4-секционный 70-метровый грузовой электровоз 4ЭС5К – самый мощный в мире.
В рамках деловой программы «ЭКСПО 1520» были рассмотрены вопросы развития железнодорожного машиностроения. В дискуссии «Спрос и предложение на рынке подвижного состава» приняли участие представители государственных органов, ОАО «РЖД», предприятий — производителей железнодорожной техники, операторов грузовых перевозок. Также участвовали специалисты СРО Ассоциации «Промжелдортранс».
Представитель Минпромторга В.Бабушкин рассказал о текущем положении в железнодорожном машиностроении и мерах господдержки производителей и потребителей подвижного состава.
А.Зубихин (АО «Синара – Транспортные Машины») представил анализ российского рынка локомотивов: существующий объем поставок, структура спроса со стороны ОАО «РЖД» и предприятий промышленного транспорта.
Он привел данные о размере парка маневровых тепловозов промышленных предприятий и ППЖТ: 8,2 – 8,7 тыс. единиц. При этом износ парка составляет 90%. В качестве драйвера спроса на новую технику со стороны ППЖТ А.Зубихин назвал правительственную программу предоставления субсидий покупателям локомотивов (Постановление Правительства РФ от 10 мая 2017 г. № 545). Программа рассчитана до конца 2017 года, однако, по мнению спикера, субсидии необходимо сохранить и в 2018 году на уровне не ниже текущего, что положительно повлияет на процесс обновления парка.
Кроме того, нужна единая методика формирования тарифов на услуги промышленного железнодорожного транспорта с целью включения в тариф инвестиционной составляющей.
По мнению СРО Ассоциации «Промжелдортранс», требования Технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» ТР ТС 001/2011 придают процессу обновления парка подвижного состава стрессовый характер. Как известно, они обязывают продлевать назначенный срок службы локомотив только после проведения модернизации и обязательной сертификации. Опасение вызывает тот факт, что под действие указанного Технического регламента подпадают и маневровые локомотивы, эксплуатируемые на железнодорожных путях необщего пользования и не обращающиеся на территории Таможенного союза. Процедура модернизации и сертификации требует значительных финансовых затрат, которые по оценкам и расчетам специалистов составят до 80% от цены нового локомотива аналогичной серии. При этом остается неопределенным дополнительный срок эксплуатации локомотива после проведения модернизации, что не дает возможности определить экономическую целесообразность данной процедуры. В связи с этим сама модернизация выглядит явно нецелесообразной.
Предложение Ассоциации «Промжелдортранс» заключается в том, чтобы вывести маневровые локомотивы, эксплуатирующиеся на путях необщего пользования и выходящих на станционные пути общего пользования с целью подачи и уборки вагонов, из-под действия Технического регламента и установить для них оптимальный срок службы с учетом продления назначенного срока службы до 50 лет от даты постройки (или срока службы, полученного по результатам расчетных данных и проведенных научно-исследовательских работ).
Также установить периодичность технического диагностирования с использованием методов неразрушающего контроля несущих конструкций и расчета остаточного ресурса раз в 3-5 лет, совместив с плановыми видами ремонта, с применением усовершенствования локомотивов (ГОСТ 15.902-2014), предполагающего доработку и (или) замену составных частей и оборудования без изменения основных характеристик локомотивов и не требующего обязательного подтверждения соответствия (сертификации). Это позволит обеспечить плавный вывод изношенного тягового подвижного состава с рынка, обеспечит равномерную прогнозируемую загрузку локомотиворемонтных заводов, а также обеспечит необходимый уровень безопасности.
В ходе дискуссии «Спрос и предложение на рынке подвижного состава» также затрагивались вопросы эксплуатации инновационных вагонов, увеличения грузоподъемности вагонов, экспортных возможностях российских предприятий железнодорожного машиностроения.
Деловая программа «ЭКСПО 1520» была весьма насыщенной и включала целый ряд заседаний, дискуссий и круглых столов. Подробнее познакомиться с итогами мероприятия можно на сайте www.expo1520.ru.