Александр Маняхин
Исполнительный директор СРО Ассоциация

Недавно стало известно, что с 2025 ОАО «РЖД» года планирует отказаться от закупок дизельных локомотивов. Холдинг намерен эксплуатировать в будущем локомотивы, работающие с использованием аккумуляторных батарей, моторвагонный подвижной состав с водородными топливными элементами, локомотивы с газопоршневыми и газодизельными двигателями.

Создание силовых установок на альтернативных видах топлива – тенденция последних лет. Учитывая, что Россия находится в числе лидеров по добыче природного газа (2 млрд. кубометров в год), думаю, мы уже давно должны были перевести наши локомотивы на газ. Сейчас ведущие российские компании ведут разработки газомоторных локомотивов в двух направлениях: газотурбовозы, где используется газотурбинный двигатель, и газотепловозы, оборудованные газопоршневым двигателем.

Преимущество газа в его дешевизне, сжать газ от его газообразного состояния сегодня возможно в 600 раз. Но процесс тормозит проблема хранения, это сложная технологическая задача, так как необходимо поддерживать сверхнизкие температуры.

На сегодня в России ни один локомотив на газомоторном топливе не поступил в серийное производство.

Что касается аккумуляторных и гибридных локомотивов, то здесь ведутся разработки двумя нашими ведущими локомотивостроителями. ТМХ, РЖД и Роснано приступили к проектировке электровоза с аккумуляторной тягой, тепловоз ТЭМ5Х был показан на выставке ЭКСПО-1520 в 2019 году. АО «Синара — транспортные машины» также ведет активную работу в этом направлении.

Главной проблемой использования аккумуляторных батарей была их нестабильность и дороговизна, но с каждым годом мы наблюдаем, что накопители дешевеют в цене. Это позволяет предположить, что у такого вида локомотивов огромное будущее.

Новые виды тягового подвижного состава актуальны не только для ОАО «РЖД», но и для предприятий, работающих на путях необщего пользования. Небольшой опрос, проведенный среди членов Ассоциации «Промжелдортранс», показал, что перспективы гибридных локомотивов с аккумуляторной батареей оцениваются в основном положительно. Однако переход на такие виды тяги – дело не самого ближайшего будущего.