Инициатива Минтранса расширит круг ответственных за порчу вагонов
Министерство транспорта РФ подготовило поправки в закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», предлагающие привлекать к ответственности за повреждение вагонов и контейнеров любое юридическое лицо в зависимости от степени вины. Сейчас круг ответственных ограничивается перевозчиком, грузовладельцем и адресатом. Новая редакция предлагает расширить этот круг, к примеру, владельцами путей необщего пользования, терминалов, владельцами автотранспорта и другими участниками перевозочного процесса. Операторы считают, что инициатива нуждается в доработке.
Соответствующий законопроект размещён 6 мая на федеральном портале проектов нормативных актов regulation.gov.ru для публичного обсуждения, которое продлится до 28 мая.
Сейчас обязанность по ремонту повреждённых или утраченных вагонов или возмещению их стоимости установлена только в отношении владельца и получателя груза. Поправки предлагают возмещать причинённый ущерб за счёт любых субъектов, виновных в причинении урона.
В прошлом году, по данным Минтранса, большинство случаев повреждения вагонов (97,1 тыс. из 100,3 тыс.) произошло вне перевозочного процесса – во время операций по погрузке и выгрузке, а также при маневровой работе на путях необщего пользования.
«За последние десять лет общее количество случаев повреждения вагонов возросло в 2,5 раза по сравнению с 38,8 тыс. вагонов в 2008 году», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Президент СРО (саморегулируемая организация) «Ассоциация «Промжелдортранс» (объединяет предприятия промышленного железнодорожного транспорта, в том числе владельцев путей необщего пользования) Александр Кукушкин сообщил, что в настоящее время в ассоциации продолжается обсуждение законопроекта.
Сейчас устав предполагает, что при повреждении или утрате перевозчиком вагонов именно на него возлагается обязанность по их ремонту или возмещению убытков. При этом по действующей редакции закона перевозчику можно предъявить претензии практически по любым повреждениям или неисправностям вагонов, хотя большинство таких случаев допускаются на инфраструктуре необщего пользования не по вине перевозчика. Задача выявления таких повреждений стоит главным образом перед осмотрщиками – работниками вагонного хозяйства РЖД, однако, как пояснили в Управлении вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры РЖД, причинённый ущерб могут выявить также сотрудники других организаций, к примеру представители операторских компаний.
Законопроект предлагает внести дополнение в ст. 105 устава в части обязанности перевозчика по ремонту или возмещению убытков за повреждение или утрату вагонов, к ответственности перевозчика предлагается привлекать только «в результате допущенных по его вине транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий».
Заместитель начальника Правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев отметил, что госкомпания одобряет эту инициативу Минтранса.
«За повреждения должно отвечать лицо, виновное в этом повреждении, чья вина доказана. Сейчас же у некоторых участников перевозочного процесса есть возможность перекладывания ответственности на тех же грузовладельцев», – подчеркнул Алексей Васильев.
Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин отмечает, что объединение не согласно с новой редакцией: по мнению членов ассоциации, поправки, предлагаемые к ст. 105 устава, серьёзно снижают возможности операторов для отстаивания своих имущественных прав.
«Изменения предполагают, что в случае обнаружения поломки без серьёзного транспортного происшествия будет необходимо доказать, что со стороны перевозчика имело место нарушение правил перевозочного процесса. Однако на практике это сделать достаточно сложно. Это требует привлечения дорогостоящих экспертов, длительных судебных разбирательств», – отметил эксперт.
По его словам, крупные транспортные происшествия, такие как аварии и крушения, тщательно фиксируются. А вот мелкие нарушения вполне могут быть не зафиксированы. И в таких случаях новая редакция серьёзно усложнит для операторов процесс доказывания вины того или иного участника перевозочного процесса.
Константин Мозговой