Александр Маняхин
Исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс»

– По данным ассоциации, 80% локомотивов предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) сейчас находятся на грани списания, но купить новую технику не позволяют даже госсубсидии. Какой объём парка необходим промышленным предприятиям и нехватка каких моделей наиболее ощутима?
– В пятилетней перспективе необходимо будет заменить около 2,5 тыс. единиц техники, пик востребованности настанет в 2021–2023 годах. Наиболее дефицитными моделями являются четырёх- и шестиосные тепловозы с мощностью дизеля 750 и 1200 л.с., также будут востребованы универсальные локомобили, тяговые модули на дистанционном управлении, способные выполнять широкий спектр работ.

– По какой цене рынок предлагает новые машины и почему не работает механизм субсидий?
– Цена локомотивов зависит от объёма покупки и комплектации. Могу сказать одно: она неоправданно высокая в плане стоимости жизненного цикла. Механизм субсидий не сработал по многим причинам. Во-первых, короткий период действия – по сути, субсидией можно было воспользоваться только полгода. Этого периода недостаточно, чтобы аккумулировать необходимые денежные средства, так как они находятся в обороте. К тому же у многих предприятий налажена система бюджетирования, которая требовала внесения изменений в утверждённые планы. Второе – это ситуация, связанная с введением технического регламента Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава», который вывел с рынка самые бюджетные машины ввиду того, что они не прошли бы сертификацию. И, в-третьих, финансовое положение промышленных предприятий железнодорожного транспорта, мягко говоря, нестабильное, при этом издержки растут с каждым годом.

– «Промжелдортранс» высказал идею скооперироваться с АО «Трансмашхолдинг» и АО «Синара – Транспортные машины» и разработать локомотив, который удовлетворит спрос промышленных предприятий. Есть ли ответная реакция?
– С производителями мы тесно общаемся по вопросу составления технического задания на серию необходимых локомотивов. Производители, как коммерческие организации, проявляют серьёзный интерес к сегменту промышленных предприятий. Не так давно мы провели с ними две встречи на площадке НП «Объединение производителей железнодорожной техники», а буквально на днях с представителями ведущих институтов – ВНИИЖТ и ВНИКТИ, скоро эта работа будет полностью завершена.

– Есть ли гарантии, что промышленные предприятия будут покупать новинку?
– В существующих условиях нестабильной экономической ситуации в стране, падения промышленного производства, других макро- и микрофакторов гарантии давать сложно, но есть твёрдая уверенность, что спрос на новую машину будет, однако только при условии поддержки государства. Это могут быть не субсидии, а, например, утилизационные премии или льготные лизинговые предложения.

Беседовала Елена Кудрявцева