В соответствии порядком категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) одним из критериев определения категории ОТИ является степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства в его деятельность.
Ряд предприятий, входящих в Ассоциацию, сталкиваются с трудностями при категорировании участков железнодорожных путей необщего пользования, на которых осуществляются подача — уборка, маневровые работы или стоянка вагонов с грузами повышенной опасности. Представителями Росжелдора в качестве аналогичных объектов транспортной инфрастуктуры (ОТИ), на которых были совершены и (или) предотвращены акты незаконного вмешательства, учитываются перегоны инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и порты, которые территориально к категорируемому ОТИ – участку путей необщего пользования отношения не имеют.
Из разъяснений, полученных Ассоциацией в Управлении транспортной безопасности Росжелдора, следует, что при категорировании не делается разницы между участками железнодорожных путей общего и необщего пользования:
«Железнодорожные объекты, отнесенные к объектам транспортной инфраструктуры (ОТИ), указаны в подпунктах «а», «в», «з», «и» пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ). Подпункт «з» Закона № 16-ФЗ относит к ОТИ участки железнодорожных путей, определяемые Правительством РФ (без разделения их на участки общего пользования и участки необщего пользования).
Категорирование ОТИ и включение ОТИ в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона № 16-ФЗ с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта для различных категорий ОТИ в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 (далее – Требования). Данные Требования едины к правоприменению на всех отнесенных к различным категориям ОТИ, в том числе, как на участках железнодорожных путей общего пользования, так и на участках железнодорожных путей необщего пользования.
Такой же принцип применяется при категорировании (отнесении каждого ОТИ к одной из предусмотренных категорий) в соответствии с Порядком установления критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры, утвержденным приказом Минтранса России от 07.09.2020 № 358».
Ассоциация считает, что такой подход не учитывает специфику железнодорожных путей необщего пользования. Существующий порядок содержит избыточные требования и создает дополнительную нагрузку на наши предприятия.