Возможность появления частной локомотивной тяги на путях общего пользования и формирования конкурентной среды на железной дороге обсуждается в последнее время очень активно.
Ассоциация «Промжелдортранс» занимает осторожную позицию в этом вопросе. Для промышленного транспорта, как и для железнодорожного транспорта в целом, здесь есть свои плюсы и свои минусы.
Одним из главных минусов прихода частной тяги будет нарушение технологии работы, увеличение срока оборота вагонов и повышение тарифа. Чем больше игроков, чем больше посредников, тем стремительнее снижается эффективность управления процессами.
Все это серьезно отразится на конкурентоспособности железнодорожного транспорта перед автомобильным и приведет к оттоку грузов, в основном это скажется на ППЖТ, обслуживающие множество мелких клиентов, которые и так в последнее время уходят на автотранспорт.
По мнению Ассоциации, частную тягу необходимо либерализовать постепенно, этапами, как показывает мировой опыт, и там, где инфраструктурные возможности есть в избытке.
Первым этапом и оптимальным вариантом для ППЖТ был бы вывод частной маневровой тяги.
Маневровые локомотивы больше всего влияют на важный элемент оборота вагона — простой. Анализ причин простоя вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, а также на станциях, показывает, что основная причина — это нехватка тяги. Тяги на станциях не хватает практических на всех железных дорогах, что существенно увеличивает время доставки. Напротив, у ППЖТ, как правило, локомотивной тяги избыток. Они могли бы полностью взять на себя маневровую работу на некоторых станциях ОАО «РЖД».
По мнению Ассоциации, совместное использование локомотивов могло бы существенно повысить эффективность взаимодействия на местах.