В последние годы российская железнодорожная сеть столкнулась с серьезной проблемой избыточного количества грузовых вагонов. К 2025 году общее число вагонов выросло на 233 тысячи, достигнув 1 383 миллионов единиц. Это увеличение создало значительное давление на инфраструктуру, в том числе на пути необщего пользования.

В ответ на эту ситуацию, с октября 2024 года РЖД начали активно отставлять порожние вагоны на пути необщего пользования, к которым они приписаны. К концу 2024 года удалось временно вывести из эксплуатации 75 тысяч вагонов, что позволило увеличить участковую скорость на 2 км/ч. По состоянию на конец января 2025 года, более 116 тысяч вагонов были отправлены на длительный отстой, что помогло улучшить грузооборот и надежность доставки грузов.

Для решения проблемы РЖД сформировали список из 1 117 станций, пригодных для отстоя порожнего парка, общей вместимостью 267 653 вагона. Однако, несмотря на эти меры, проблема остается актуальной. Порожние вагоны продолжают скапливаться на путях необщего пользования, что снижает, в том числе, мощности причальных фронтов российских морских портов и нарушает нормальное взаимодействие между перевозчиками и операторами.

Со 2 февраля 2025 года РЖД временно ограничили прием порожних вагонов со стороны сопредельных железнодорожных администраций (на стыках со странами СНГ).

Минтранс России предложил пересмотреть допустимые расстояния для транспортировки пустых вагонов, чтобы улучшить ситуацию. Ведомство предлагает исключить ограничения по расстоянию транспортировки пустых грузовых вагонов, простаивающих без оформленных перевозочных документов, что позволит обеспечить устойчивую работу железнодорожного транспорта и морских портов.

Однако пока проблема не решена, промышленные предприятия и ППЖТ сталкиваются с барьерами и трудностями, ухудшающими их работу. Нормирование отправления порожнего парка вагонов приводит к риску срыва вывоза готовой продукции и возможности приема вагонов со станций примыкания ОАО «РЖД».

Комментарий по теме

Айрат Сабиров, директор департамента операционной логистики ОТЭКО:

«В октябре 2024 года ОАО «РЖД», ссылаясь на положения приказа Минтранса №214, начало отклонять прием порожнего подвижного состава с путей необщего пользования. Данный запрет коснулся, в первую очередь, парка полувагонов. В течение октября – февраля из-за того, что перевозочные документы не оформлялись после выгрузки грузов на терминале, рост парка порожних полувагонов на путях ОТЭКО составил 97%. Особенно остро значительное увеличение парка порожних вагонов в порту Тамань и, как следствие, затаривание инфраструктуры необщего пользования сказалось на нас в январе, когда завоз навалочных грузов составил рекордные 2,5 млн тонн.

Оперативная реакция компании и взаимодействие участников логистической цепочки позволили сократить негативное влияние внешних факторов. Мы ежесуточно отрабатывали с операторами наличие квот на прием порожних вагонов к перевозке с путей терминала, а также организовывали с перевозчиком передвижение неоформленных вагонов на станции перемещения.

Мы оцениваем действия перевозчика по приведению парка вагонов на сети как верные, но все еще остается ряд вопросов, требующих совместного решения ОАО «РЖД», федеральных органов исполнительной власти и сообщества операторов вагонов. Один из таких вопросов – по какому принципу вагоны будут исключаться из перевозочного процесса (чьей собственности, на какой период, на каких условиях и т.д.). Кроме того, важно определить, какие системные меры будут приниматься в связи с существующим дисбалансом парка вагонов и грузовой базы».

Решение проблемы порожняка требует комплексного подхода и взаимодействия всех участников рынка. Необходимо разработать эффективные механизмы управления порожним парком и улучшить координацию между перевозчиками, операторами и сервисными компаниями, чтобы обеспечить стабильную работу железнодорожного транспорта и морских портов.

СРО Ассоциация «Промжелдортранс», находясь в постоянном контакте с предприятиями – членами из разных регионов России, постоянно отслеживает ситуацию и вырабатывает возможные пути решения проблем. Напомним, что 7 марта 2025 г. состоялось совместное совещание Ассоциации с Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», где обсуждались проблемы ППЖТ, связанные с порожними вагонами на их инфраструктуре.

 
Закрыть меню