Министерство транспорта распространило пресс-релиз об итогах заседания Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, прошедшего 2 декабря. Его содержание вызвало недоумение у руководства ОАО «РЖД».

Вчера первый вице-президент компании Вадим Морозов провёл брифинг. Он заявил, что в официальном сообщении Минтранса представлены недостоверные факты. В частности, в ходе заседания комиссии не обсуждался вопрос о выводе всего инвентарного парка грузовых вагонов из состава ОАО «РЖД» (более 440 тыс. вагонов) путём сдачи его в аренду частным операторам лотами по 30 тыс. вагонов.

Такое решение не предусмотрено ни одним из нормативных актов, включая Программу структурной реформы железнодорожного транспорта. Вместе с тем в случае принятия Правительством РФ решения о пересмотре Целевой модели рынка грузовых перевозок ОАО «РЖД» предлагает создать равные условия для конкуренции путём передачи оставшегося парка вагонов в управление Первой грузовой компании, с доведением парка ПГК до 40% общего парка российских вагонов, что соответствует утверждённым параметрам реформы, или путём создания Второй грузовой компании с учётом итогов работы ПГК, как и предусмотрено утверждённой Целевой моделью.

Минтранс согласно пресс-релизу также предлагает предусмотреть увеличение вагонной составляющей в тарифе на перевозку массовых грузов.

Однако первый вице-президент ОАО «РЖД» подчеркнул, что увеличение вагонной составляющей в тарифе повлечёт за собой снижение доходов инфраструктуры, но не приведёт к увеличению закупок нового подвижного состава. При этом потери инфраструктуры могут составить более 40 млрд руб., что неизбежно приведёт к необходимости пересмотра параметров финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД», поддержанных правительством, а также негативно скажется на развитии транспортной инфраструктуры государства в целом.

Кроме того, по словам Вадима Морозова, выведение из инвентарного парка всех вагонов с просроченным сроком службы (это также было названо в числе принятых решений в пресс-релизе Минтранса) неизбежно приведёт к созданию искусственного дефицита погрузочных ресурсов. Особенно во второй половине 2009 года, «когда мы надеемся на возобновление роста объёмов перевозок. А это повлечёт за собой увеличение тарифной нагрузки на экономику страны».

Тем более, что большое количество «просроченного» подвижного состава не было активно задействовано в эксплуатации в 90-х годах прошлого века, поэтому его состояние вполне приемлемо.

Не согласны в ОАО «РЖД» и с предложением ведомства о создании координационного органа по диспетчеризации вагонопотоков с доступом к информационным ресурсам Главного вычислительного центра (ГВЦ) ОАО «РЖД».

«Это влечёт за собой риски для национальной безопасности РФ и для сохранения единых принципов управления перевозками. В данных содержится много стратегически важной информации, разглашение которой недопустимо», – сказал Вадим Морозов.

В качестве решения проблемы ОАО «РЖД» предлагает обеспечить создание механизма общественного контроля в форме наблюдательного совета при введении биржевого способа заключения сделок на предоставление вагонов под погрузку.

Первый вице-президент компании также заявил, что все эти вопросы обсуждались ранее, 21 ноября 2008 года, на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи по инициативе Министерства транспорта. Большинство предложений министерства ни членами комиссии, ни представителями ОАО «РЖД» поддержаны не были.

В то же время первый вице-президент ОАО «РЖД» разъяснил, что компания считает целесообразными предложения Минтранса о проведении переговоров с вагоностроительными компаниями по вопросу актуализации цен на грузовые вагоны с учётом реальной экономической ситуации. Поддерживает компания и рекомендации уполномоченным банкам выделять финансовые ресурсы на кредитование транспортных компаний под покупку новых вагонов отечественного производства.

При этом Вадим Морозов отметил, что возникшую ситуацию с расхождением позиций Минтранса и РЖД иначе как недоразумением и досадной ошибкой назвать нельзя.

«Во время кризиса создаётся излишне нервозная обстановка. Думаю, чтобы решать проблемы отрасли, осуществляющей 80% грузоперевозок в стране, всем заинтересованным сторонам необходимо действовать более согласованно и чётко. Такой подход наиболее эффективен», – заключил Вадим Морозов.

По заявлению пресс-службы Минтранса, все перечисленные меры содержались в докладе министра транспорта Игоря Левитина на правительственной комиссии 21 ноября. И в обнародованном пресс-релизе были перечислены предложения, находящиеся в стадии обсуждения.

Тем не менее озвученные Минтрансом предложения участники рынка охотно комментируют. Так, начальник управления маркетинга компании «Трансгарант» Александр Метелкин считает, что «в условиях спада перевозок и с учётом того, что крупные частные железнодорожные операторы обладают парком не более чем в 25 тыс. вагонов, партия в 30 тыс. вряд ли может быть осилена каким-либо оператором».

Источник — Газета «Гудок»

 
Закрыть меню