№ АП-1 10 января 2008 г.
О деятельности предприятий промышленного железнодорожного транспорта
Заместителю руководителя Федеральной службы по тарифам
Евдокименко В.М.
Уважаемый Виталий Михайлович!
На Ваш запрос сообщаем, что внастоящее время в Российской Федерации функционирует 130 предприятий промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), расположенных практически во всех регионах страны. ППЖТ осуществляют обслуживание 5600 грузоотправителей и грузопо лучателей, взаимодействуя с железнодорожным транспортом общего пользования на начально-конечных операциях перевозки грузов. Ежегодно ими перевозится свыше 250 млн. т грузов. Основным видом деятельности ППЖТ является подача — уборка вагонов по собственным железнодорожным путям. ППЖТ также выполняют погрузочно-разгрузочные работы, оказывают пользователям услуги по осуществлению маневровой работы собственным локомотивом, предоставлению в пользование собственных железнодорожных путей для пропуска подвижного состава и другие услуги.
Необходимо отметить, что услуги по доставке грузов, оказываемые ППЖТ на железнодорожных путях необщего пользования, ценовыми органами Субъектов РФ обозначаются по-разному: перевозка грузов на подъездных путях, транспортировка, подача-уборка. В связи с этим у потребителей услуг ППЖТ и контролирующих их органов (УФАС) часто возникают вопросы, какие виды услуг (работ) следует относить к транспортным услугам, и как их следует тарифицировать.
Направляю Вам позицию Ассоциации «Промжелдортранс» по вопросу необходимости совершенствования порядка определения и государственного регулирования тарифов на транспортное обслуживание на железнодорожных путях необщего пользования.
Прошу Вас, уважаемый Виталий Михайлович, учесть мнение и предложения Ассоциации при подготовке проектов документов, касающихся деятельности ППЖТ на железнодорожных путях необщего пользования.
Приложение: на 2 стр.
С уважением,
Президент Ассоциации А. И. Кукушкин
исп. Щегрова Л.А.
тел. 660-54-32
К вопросу регулирования тарифов на работы и услуги ППЖТ
Экономическая природа промышленного железнодорожного транспорта определяет два основных требования к его техническим средствам и организации работы. С одной стороны в полной мере должны быть удовлетворены требования и учтены условия технологических процессов обслуживаемых предприятий, с другой – обеспечено соответствие уровню развития и техническому прогрессу железнодорожного транспорта общего пользования, с которым предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) находятся в постоянном взаимодействии. Эти особенности ППЖТ должны учитываться при формировании тарифов на предоставляемые ими работы и услуги.
При расчете и утверждении тарифов важно обеспечить рациональный уровень рентабельности. Цены на услуги должны обеспечивать доход для покрытия всех издержек и обеспечения достаточной прибыли, позволяющей восполнить затраты, инфляцию, обеспечить содержание, ремонт и обновление транспортных и технических средств, решить социальные вопросы и т.д.
В настоящее время регулирование тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), осуществляется органами исполнительной власти Субъектов Российской Федерации в соответствии постановлением Правительства РФ от 07.03.95 ? 239, которое нуждается в доработке с учетом действующего законодательства в сфере железнодорожного транспорта.
Предоставленное Правительством «право» на местах реализуется по-разному, далеко не всегда и везде тарифное регулирование осуществляется на должном уровне.
Применяемые при расчетах «Методические рекомендации по формированию тарифов и сборов на работы и услуги, выполняемые промышленным железнодорожным транспортом», разработанные и утвержденные Минтрансом России 20.12.2001 АН-104-р, по согласованию с Минэкономразвития России», в целом, позволяют определить экономически обоснованные тарифы и содержат необходимую основу для расчетов тарифов, учитывая главные составляющие: издержки предприятия и необходимую прибыль.
Однако, местные ценовые органы Субъектов РФ утверждают свои методические указания, обязательные для исполнения, и зачастую регулирование тарифов превращается в волевое решение регулирующего органа в зависимости от поставленных локальных целей или необъективного подхода к определению необходимых затрат. Субъектами РФ для регулирования и формирования тарифов ППЖТ применяются разные предельные уровни рентабельности к себестоимости услуг. При рекомендованном Методикой уровне рентабельности 35% в отдельных регионах он составляет от 2 до 10% .
Услуги по доставке грузов, оказываемые ППЖТ на железнодорожных путях необщего пользования, обозначаются по-разному: перевозка грузов на подъездных путях, транспортировка, подача-уборка. В связи с этим у потребителей услуг ППЖТ и контролирующих их органов (УФАС) часто возникают вопросы, какие виды услуг (работ) следует относить к транспортным и как их следует тарифицировать.
Существующая система тарифного регулирования и столь низкий уровень рентабельности ППЖТ не способствует обновлению их основных средств (в среднем износ железнодорожных путей составляет 90 %, локомотивов – 70%), не позволяет сформировать инвестиционные ресурсы для своего развития.
Результатом такого регулирования является необоснованное занижение стоимости транспортных услуг ППЖТ и, как следствие, возрастающий дисбаланс в техническом развитии железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.
Предложения Ассоциации «Промжелдортранс» о необходимости совершенствования порядка определения и государственного регулирования тарифов на транспортное обслуживание на железнодорожных путях необщего пользования и разработки ФСТ России единой Методики расчета с участием Минтранса России, ФАС России и Минэкономразивтия России неоднократно рассматривались на совещаниях и встречах разного уровня.
В частности, на заседании Рабочей группы Минтранса России с участием представителя ФСТ России были рассмотрены следующие предложения Ассоциации по внесению изменений в статью 8 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003, 17-ФЗ:
«Тарифы, сборы и платы, на работы (услуги), выполняемые железнодорожным транспортом необщего пользования, включая перевозки по железнодорожным путям необщего пользования без выхода на железнодорожные пути общего пользования, в соответствии с законодательством устанавливаются Субъектами Российской Федерации на основании Методики расчета, разработанной Федеральной службой по тарифам с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите конкуренции и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере железнодорожного транспорта.
По аналогии с железнодорожным транспортом общего пользования должен быть определен полный состав транспортных услуг, оказываемых на железнодорожных путях необщего пользования, в том числе классифицировать перечень транспортных услуг, тарифы на выполнение которых подлежат регулированию.
Указанная Методика должна быть обязательна для применения Субъектами РФ и содержать согласованные методы обоснования и регулирования тарифов на услуги, предоставляемые организациями железнодорожного транспорта общего и необщего пользования в интересах сбалансированного развития обеих подотраслей железнодорожного транспорта. Тарифы, сборы и платы должны устанавливаться на основе себестоимости работ (услуг) и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности субъектов, выполняющих работы (услуги), на железнодорожных путях необщего пользования, и обеспечивать экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала.
Рассмотрение и разрешение споров в обоснованности решений региональных органов ценового регулирования в сфере тарифного регулирования на железнодорожном транспорте необщего пользования осуществляется Федеральной службой по тарифам».
Данная позиция была изложена представителем Ассоциации и на совещании в ФСТ России 24.12.2007.
Отмечена необходимость:
- разработки Методики, согласованной всеми заинтересованными федеральными органами, утвержденной ФСТ России и зарегистрированной в Минюсте РФ;
- уточнения понятия «транспортная услуга», в т.ч. на железнодорожных путях необщего пользования;
- перечня услуг, подлежащих регулированию;
- внесения соответствующих изменений в Общероссийский классификатор, формы статистической отчетности и др.
При этом особое внимание было обращено на то, что резкий рост на тарифы на работы и услуги ППЖТ (в отдельных регионах до 80 %), связан с созданием неравных условий землепользования и налогообложения для организаций железнодорожного транспорт общего и необщего пользования, и это негативно сказывается на привлекательности железнодорожных перевозок в целом.
Ассоциация «Промжелдортранс» поддерживает позицию ФСТ России, изложенную в протоколе от 24.12.2007, в части необходимости внесения изменения в постановление Правительства РФ от 07.03.1995. ? 239 и приведения его в соответствие с действующим законодательством.