ТЭМП-1тт (Тепловоз с Электромеханической трансмиссией переменно-пульсирующего тока Маневровый Промышленного типа для Технологического ж.д. Транспорта) — первый в мире маневровый тепловоз с индукторным тяговым приводом. Был создан в 2022 году силами АО «ЕВРАЗ НТМК» в партнерстве с ООО «ПромЭлКом», АО «НТЦ «ПРИВОД-Н» и ООО «Русэлпром».
Схема тепловоза включает в себя применение двух ДГУ с функцией автоматического адаптивного подключения «резервной» ДГУ, а также применение тягового электрического привода с использованием уникальных тяговых реактивных индукторных двигателей (ТРИД-320) в количестве 2 ед. мощностью 320 кВт каждый, производства и разработки ООО «ПромЭлКом». Весь комплект тягового электрооборудования был специально создан для этого проекта и является полностью российской разработкой.
Новинка успешно испытана в технологическом процессе перевозок на АО «ЕВРАЗ НТМК». Результаты испытаний превысили расчетные параметры, регламентируемые техническим заданием. Так, например, испытания подтвердили превышение силы тяги тепловоза в сравнении с аналогичными параметрами современных маневровых локомотивов (в случае со штатным ТГМ6 на величину до 40%), а подконтрольная эксплуатация подтверждает фактическое снижение расхода дизельного топлива на величину до 50%, чем у штатного тепловоза ТГМ6 в сопоставимых режимах тяги.
Несмотря на то, что индукторные электрические машины в качестве тягового привода промышленных локомотивов применяются впервые, индукторная тематика уже успела положительно себя зарекомендовать в других сферах промышленности как наиболее надежный и энергоэффективный вид электрического привода.
На сегодняшний день тепловоз ТЭМП-1тт №0001э (экспериментальный) проходит испытания на надежность и энергетическую эффективность в режиме подконтрольной круглосуточной рабочей эксплуатации на АО «ЕВРАЗ НТМК».