23 мая 2024 г. в Москве состоялась конференция «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы», организованная журналом «РЖД-Партнер». СРО Ассоциация «Промжелдортранс» выступила партнером мероприятия.

В качестве спикеров были приглашены ведущие отраслевые эксперты. В ходе дискуссии участники обсудили масштабы, причины и варианты сдерживания ухода грузов с железной дороги на автомобильный транспорт.

Большинство экспертов согласны с тем, что высокая стоимость перевозки не является основной причиной перехода грузов с железнодорожного на автотранспорт. Главная проблема — слабая предсказуемость перевозочного процесса.

По мнению Дениса Семенкина (А ОЖдПС), здесь нужно рассматривать комплекс факторов: частичный или полный отказ в согласовании перевозки, длительное время согласования, нарушение сроков доставки, нарушение сроков подачи-уборки вагонов и др.

Его позицию разделяет исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Александр Маняхин:

«Область конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта с точки зрения дальности доставки находится в границах от 2000 до 5000 км. Определяющими факторами выбора контрагентов в пользу автотранспорта, по мнению ППЖТ, являются прогнозируемость сроков доставки, стоимость, простота процесса. По оценкам Ассоциации, за последние 5 лет у наших ППЖТ на 10% снизилось число обслуживаемых предприятий в связи с их уходом на автотранспорт».

Докладчики представили подробную картину, складывающуюся по разным видам грузов.

Павел Иванкин (Национальный исследовательский центр перевозок и инфраструктуры):

«Доля железнодорожного транспорта в общих отгрузках цемента за 10 лет сократилась с 60% до 40% и продолжает снижаться. Дальность автодоставки растет. Оборот вагона цементовоза составляет 22 суток, погрузка-выгрузка занимает несколько суток».

Александр Родионов (Национальная нерудная компания):

«С 2014 года доля железнодорожной отгрузки нерудных материалов по предприятиям ННК снизилась с 74% до 49%. Одной из причин являются штрафы за простой вагонов, а также сезонная нехватка подвижного состава».

Виктор Ковшевный (Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ»):

«Текущие показатели погрузки лома черных металлов на сеть РЖД – самые низкие с 2000 года. С 2011 по 2024 годы погрузка снизилась с 87 до 64%. У нас идет снижение потребления лома заводами (на 18% к 2023 году). Ситуация непонятна для многих: везде победные реляции, что стройка загружена, но на рынке лома обвал. Проблема в 12-м пакете санкций, который фактически переориентировал чугун на внутренний рынок, ранее это был в первую очередь экспортный груз. Лом активно сейчас замещается им».

Взгляд на тему со стороны портовиков представил Денис Илатовский (АСОП). Среди прочего он рассказал о динамике подвоза автотранспортом зерна: в 2023 году с сохранением тенденции в 2024-м он в разы больше, чем по железной дороге.

По итогам прошедшей конференции будет подготовлена резолюция для последующей отправки в регуляторные органы.

 
Закрыть меню