— Александр Иванович, в преддверии профессионального праздника — Дня железнодорожника какие наиболее значимые результаты деятельности Ассоциации «Промжелдортранс» вы хотели бы отметить?

— В первую очередь это возобновление деятельности рабочей группы по взаимодействию с ОАО «РЖД», которое стало результатом наших встреч с руководством ОАО «РЖД» и прежде всего с главой компании Владимиром Якуниным в январе этого года. Нами была обозначена приоритетная задача — повышение конкурентоспособности железнодорожной отрасли на рынке транспортных услуг. Мы заручились взаимной поддержкой своих действий при согласовании проектов федеральных законов в Минтрансе России, Комитете Госдумы РФ по транспорту. Будем совместно проводить работу по подготовке проектов нормативных документов, которые обязательны для исполнения участниками перевозочного процесса. На заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы взаимодействия РЖД с предприятиями железнодорожного транспорта (ППЖТ) на сети железных дорог Российской Федерации и был составлен план ее деятельности на 2013 год.

 

— Как участвует ассоциация в работе по внесению изменений в закон и Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации?

— К сожалению, работа по этим законопроектам ведется крайне медленно. И хотя в проекте Закона многие наши предложения учтены, ряд важных вопросов, в частности, разработка методики тарифообразования и некоторые моменты, связанные с выходом подвижного состава на пути общего пользования, в законопроект не включены. Мы заинтересованы в создании единой нормативной базы с перевозчиком. Сегодня же, на практике многие требования нормативных актов обязательны для исполнения только для ППЖТ и далеко не всегда — для ОАО «РЖД». В частности, это касается приказа № 28 Минтранса России на право выезда локомотивов с необщих железнодорожных путей на общие и наоборот, который является обязательным для предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования и далеко не всегда — для ОАО «РЖД». Что касается проекта устава, пока о его готовности говорить рано. Подготовленный Минтрансом России проект устава с так называемыми точечными изменениями нуждается в доработке. В частности, мы не согласны с вновь вводимой нормой, обязывающей владельца железнодорожных путей необщего пользования предоставлять возможность подачи, уборки вагонов контрагентам, грузоотправителям (отпра-вителям), грузополучателям (получателям) локомотивами перевозчика. Необходимо сохранить действующую редакцию, предусматривающую согласие владельца пути.

Являясь сопредседателем рабочей группы Экспертного совета Госдумы РФ по транспорту, я буду всецело содействовать реализации наших предложений по созданию в законодательстве симметричных норм для железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

 

— Удалось ли ассоциации решить вопросы улучшения условий землепользования для ППЖТ, по которым были даны поручения Правительства РФ?

— К сожалению, поручения до сих пор не выполнены. Нами совместно с Ассоциацией речных портов при поддержке Минтранса России, Комитета Госдумы РФ по транспорту был подготовлен проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс и другие нормативные акты в части снижения налога на земли ППЖТ с 1,5 до 0,3% и установления ставок арендной платы за землю на федеральном уровне (как для ОАО «РЖД»). Однако главный оппонент — Минфин России считает, что «земельный налог относится к местным налогам, на каждом уровне властные органы вправе по своему усмотрению распоряжаться доходами своего бюджета. Какое-либо вмешательство в процесс формирования доходной части местных бюджетов должно быть сведено к минимуму». Данную точку зрения разделяют Минрегион и Минэкономразвития России, считающие, что все вопросы земельных отношений для ППЖТ и портов уже урегулированы постановлением Правительства РФ № 582. Это не соответствует действительности. На деле при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, основные принципы, заявленные в указанном постановлении, практически не реализуются. В результате из-за высоких тарифов массовые грузы с железной дороги безвозвратно уходят на автомобильный транспорт, что негативно сказывается на экологии населенных пунктов.

С целью снижения платы за земельные участки мы продолжим работу по регистрации права собственности РФ, исходя из того, что приватизация ППЖТ происходила в период действия ФЗ «О разграничении собственности на землю» от 17.07.01 № 101-ФЗ, где установлено, что земельные участки, расположенные под приватизированным недвижимым имуществом, являются собственно-стью РФ, если до приватизации это имущество являлось федеральной собственностью. Такой опыт у нас уже есть, в частности, в связи с неправомерными действиями правительства Московской области в части установления непомерно высокой платы за землю в отношении Ступинского ППЖТ. Специалисты ассоциации принимали участие в подготовке документов и совещаниях разного уровня по разрешению сложившейся там конфликтной ситуации. Наши предложения нашли понимание и поддержку в Минтрансе России и Минэкономразвития России, что в свою очередь положительно сказалось на результатах рассмотрения вопроса в московском областном министерстве экономики и в судах.

 

— Как отразится на деятельности Ассоциации «Промжелдортранс» обретение ею статуса саморегулируемой организации?

— В августе 2012 года ассоциация внесена в Единый реестр саморегулируемых организаций (СРО). Главным преимуществом СРО является то, что для получения соответствующего допуска к определенным видам работ участникам предоставляется возможность сформировать в большей степени соответствующие реальности требования в разрабатываемых СРО документах, устанавливать критерии оценки своей деятельности и принимать решения о коллективной финансовой ответственности. Для этого мы настаиваем на включении в закон о железнодорожном транспорте положений, позволяющих осуществлять в полном объеме деятельность в соответствии с законом о саморегулируемых организациях. Необходимо отразить все основные моменты регулирования, контроля их функционирования, а также порядок взаимодействия с органами исполнительной власти и другими организациями.

Мы нацелены на успех и верим, что при поддержке Комитета Госдумы РФ по транспорту нам удастся изменить ситуацию и решить многие важные задачи.

 
Закрыть меню