Минтранс России представил проект, законодательно закрепляющий принцип «вези или плати» (take-or-pay). На официальном портале нормативно-правовых актов опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» («Вези или плати»).
Напомним, что Минтранс России не один год продвигал новые принципы взаимодействия между РЖД и грузоотправителями.
Суть механизма «вези или плати»:
- Долгосрочные договоры между грузоотправителями и РЖД (минимум на год)
- Фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке
- Оплата согласованного объема даже при меньшем фактическом отправлении (кроме форс-мажора)
- Ответственность перевозчика за непринятие согласованного объема
На перегруженных участках правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать принцип «вези или плати». При отказе перевозчика принять согласованный объем груза ему придется выплатить неустойку.
Разработчики считают, что новая система позволит улучшить планирование перевозок и более рационально загружать инфраструктуру. Однако участники рынка выражают опасения относительно возможной дискриминации грузоотправителей при внедрении этой схемы и отмечают ряд других рисков.
Публичное обсуждение проекта проходит до 15.10.2025.
Учитывая важность нововведений для всех участников перевозочного процесса, СРО Ассоциация «Промжелдортранс» собирает и анализирует мнения предприятий – членов СРО для выработки консолидированной позиции по этому проекту.