27 августа 2024 г. в Москве состоялась 7-я отраслевая конференция «Грузоперевозки для промышленности: металлы, лом, щебень, зерно, песок».
Организаторы: Рейтинговое агентство «РУСМЕТ», Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» (при поддержке СРО Ассоциация «Промжелдортранс»).
Мероприятие собрало около 100 участников — представителей металлургических и ломоперарабатывающих предприятий, логистических компаний, железнодорожных операторов, поставщиков оборудования и др.
Участники обсудили ряд актуальных тем:
- возможности и ограничения по логистике промышленных грузов в современных условиях;
- конкуренция железнодорожного, автомобильного и водного транспорта;
- прогноз рынка грузоперевозок в металлургии и ломозаготовительной отрасли.
Модератором деловой программы выступил И.В. Латышев.
В.В. Ковшевный (Ассоциация НСРО РУСЛОМ.КОМ) в своем докладе подробно остановился на показателях рынка лома черных металлов, в том числе в региональном разрезе.
Д.Л. Стечкевич (ПСКОВВТОРМЕТ) в своем выступлении отметил, что потребление ломопереработчиками металлолома существенно сокращается в последние годы. Потребление внутри РФ в 2024 году сократилось на 18% по сравнению с 2023 годом. Квотирование экспорта лома металлов убивает отрасль, снижая погрузку в том числе на сети РЖД.
И.С. Санковский (СОЖТ) заострил внимание на проблеме роста оборота вагона на сети РЖД. Показатель оборота рабочего парка вагонов с 2010 по 2023 год вырос на 40% с 13,4 суток до 18,8 суток. Ключевые проблемы связаны с нехваткой инфраструктуры и локомотивного хозяйства.
А.Ю. Маняхин (СРО Ассоциация «Промжелдортранс») выступил с докладом «Конкуренция жд и авто: взгляд со стороны путей необщего пользования». Он затронул тему тарифов ППЖТ, влияющих на стоимость перевозки железнодорожным транспортом, а также остановился на проблеме сверхнормативного простоя вагонов.
Делая прогноз конкурентоспособности железнодорожного транспорта на ближайшую перспективу, А.Ю.Маняхин отметил:
«К сожалению, мы видим предпосылки для ухудшения ситуации. В частности, вводятся новые требования, ведущие к искусственному удорожанию услуг, не создается условий для изменения системы взаимоотношений участников перевозочного процесса, усиливается разрыв между бизнесом и государством».
А.В. Балта (ПО «Промвест») раскрыл важную тему, касающуюся практики применения ст. 62 Устава железнодорожного транспорта, где полномочия операторов по взиманию штрафа за задержку вагонов под погрузкой и выгрузкой приравнены к полномочиям перевозчика. Это бомба замедленного действия, влекущая миллионные убытки для грузоотправителей и владельцев путей необщего пользования.
По итогам конференции принята Резолюция отраслевого сообщества, где предлагаются пути решения сложившихся проблем и способы устранения дисбаланса в сфере грузоперевозок промышленных грузов. В Резолюцию включены, в том числе, предложения Ассоциации «Промжелдортранс».