В Москве на площадке ТПП РФ состоялась научно-практическая конференция «Функциональное и правовое деление железнодорожных инфраструктур». Организатор — СРО Ассоциация «Промжелдортранс».
К участию были приглашены эксперты из Росжелдора, Госжелдорнадзора, ОАО «РЖД», представители РУТ МИИТ, НИУ ВШЭ, ИПЕМ.
С приветственным словом выступил В.И. Падалко, Вице-президент ТПП РФ.
Организация такого мероприятия вызвана необходимостью оценить влияние терминологической базы (правового деления) железнодорожных инфраструктур на развитие железнодорожного транспорта. Участниками конференции отмечены многочисленные факты негативного влияния на устойчивую работу железнодорожного транспорта небольших, но важных разночтений в применении таких основополагающих понятий, как «железнодорожная инфраструктура необщего пользования», «подъездной путь», «технологический транспорт», «железнодорожная станция» и т.д.
Исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс» А.Ю. Маняхин:
«Мы как общественная организация не раз сталкивались со спорными вопросами правового деления инфраструктур железнодорожного транспорта в ситуациях взаимодействия владельцев путей необщего пользования, владельцев железнодорожных путей технологического транспорта и владельца инфраструктуры. Спорные вопросы обсуждаются и по сей день, мы даже при внесении изменений в ФЗ №257 спорим с регулятором о терминологии что такое «железнодорожный переезд».
Часто возникает вопрос, где начинаются и заканчиваются пути технологического железнодорожного транспорта и начинаются железнодорожные пути необщего пользования, мы знаем много судебных споров на этот счет.
Мы видим, что возникает множество споров, которые приводят к неразберихе и непониманию вследствие того, что термины недостаточно точны. Задача нашей сегодняшней конференции — обозначить и зафиксировать эти проблемы, а также ответить на главный вопрос отвечает ли сегодняшняя система разделения поставленным перед железнодорожным транспортом задачам? Обеспечивает ли она устойчивую работу, доступность, безопасность, высокое качество услуг, развитие конкуренции?».
С докладами выступили ученые РУТ-МИИТ — доценты Д.Ю. Роменский и М.Ю.Савельев. Они отметили, что научно-исследовательские работы института показали чрезвычайную актуальность правильного и точного прочтения отраслевых функциональных и правовых признаков строительства и эксплуатации железнодорожных инфраструктур. М.Ю. Савельев также обозначил проблемные вопросы при формировании новой редакции Правил технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог РФ.
В развитие темы прозвучал доклад заместителя генерального директора ИПЕМ А.Н. Синева, который предложил комплексный подход к развитию нормативно-правового поля железнодорожного транспорта.
Член Координационного совета СРО Ассоциация «Промжелдортранс», профессор Г.Е. Давыдов указал, что для создания нового подхода необходимо понимать вектор развития железнодорожного транспорта, определенный государством в отношении транспорта необщего пользования, и предложил подумать над проработкой договора технологического взаимодействия между участниками перевозочного процесса.
Заместитель начальника Управления государственного железнодорожного надзора С.Г. Абанин уточнил, что любая новая модель не должна снижать уровень безопасности на железнодорожном транспорте.
Результатом прошедшей конференции стал набор предложений по развитию нормативно-правового поля железнодорожного транспорта, требующие детализации и дальнейшего развития.