– Александр Иванович, Правительство РФ поддержало законопроект, в котором уточняется порядок оборудования железнодорожных переездов специальными техническими средствами фиксации нарушений. В чём суть предлагаемых изменений уже принятого законопроекта?
– Мы очень ждали этого решения. Конечно, этот законопроект должна ещё принять Госдума РФ, но мы надеемся на здравый смысл. Суть вносимых в 21-ю статью закона изменений состоит в том, что обязанность оборудовать подъезды к железнодорожным переездам, работающим в автоматическом режиме, специальными техническими средствами с функциями фото- и видеосъёмки, видеозаписи для фиксации нарушений Правил дорожного движения будет возложена на владельцев автомобильных дорог. До сих пор это вменялось в обязанности владельцев железнодорожных путей. Кстати, законопроект с этой поправкой подготовлен с учётом предложений СРО «Ассоциация «Промжелдортранс».
– А какими последствиями для промышленного железнодорожного транспорта могло обернуться выполнение действующей редакции закона?
– Самыми плачевными. В собственности ППЖТ находятся железнодорожные пути необщего пользования, которые имеют пересечения с автомобильными дорогами федерального, регионального и местного значения. При этом требование закона распространяется на все категории переездов необщего пользования, в том числе и с незначительной интенсивностью движения. А с отменой Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России (от 29.06.1998 № ЦП-566) из нормативной базы исключено и такое понятие, как «технологические проезды», они теперь тоже считаются железнодорожными переездами.
В связи с этим выполнение действующей пока нормы закона является тяжёлым бременем для владельцев путей необщего пользования и пользователей их услуг, так как инвестиций для оборудования переездов техническими средствами с целью обеспечения безопасности движения организациям промышленного железнодорожного транспорта взять негде.
В соответствии с законом «Об автомобильных дорогах…» (ФЗ-257 от 8 ноября 2007 года) финансирование капитального ремонта, содержания и текущего ремонта автодорог осуществляется из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или местного бюджета в соответствии с их статусом. ППЖТ же, являясь частными собственниками, вынуждены содержать участки принадлежащих государству автодорог и устанавливать оборудование на переездах за счёт собственных, а не бюджетных средств, что нарушает принцип равенства всех форм собственности. Между тем стоимость оборудования одного переезда указанными средствами немалая – от 4 до 8 млн руб. От этого тариф на услуги ППЖТ может возрасти в 2,5 раза, что, несомненно, приведёт к отказу контрагентов предприятий от железнодорожных перевозок. Это повлечёт за собой ещё больший отток грузов на автомобильный транспорт, неуплату платежей в бюджет и в конечном счёте вынужденное банкротство ППЖТ. Нанесёт ущерб и интересам нашего главного партнёра – ОАО «РЖД».
– Какие ещё изменения предлагается внести в законодательство?
– Мы многие годы добивались внесения изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах» в части исключения из него требования «содержать участки автомобильных дорог… при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования владельцами железнодорожных путей» и приведения его в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Ведь согласно ГК РФ именно собственник и должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества. Ремонтировать автодороги и подходы к переездам должны специализированные организации, имеющие лицензию. А железнодорожники не должны заниматься непрофильной деятельностью. Конкретные предложения по внесению этих изменений в закон наша ассоциация направила в Минтранс России.
– Что изменит новая редакция закона в порядке обустройства подходов к железнодорожным переездам средствами фото- и киносъёмки и за чей счёт это будет делаться?
– Думаю, у автодорожников на сей счёт уже есть реальные предложения. Указанные технические средства должны фиксировать факт нарушения правил пересечения железнодорожных переездов, то есть на фотографии (или видеозаписи) должен быть зафиксирован автомобиль с читаемыми регистрационными знаками и сигналы автоматической переездной сигнализации. При этом средства фото- и видеофиксации должны находиться на определённом расстоянии от автоматической переездной сигнализации, то есть за границами железнодорожных переездов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ средства от административных штрафов за нарушение законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения поступают в бюджеты субъектов РФ. Соответственно, и финансирование обустройства подходов должно быть предусмотрено в соответствующих бюджетах.
– Но примут ли законопроект в вашей редакции?
– В какой окончательной редакции он будет принят Госдумой РФ – предсказать сложно. Главное, чтобы не исказили суть. Очень надеемся, что принятие данного законопроекта станет одним из этапов по приведению законодательных норм в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Он позволит установить реальную ответственность за ремонт и содержание участков автодорог на железнодорожных переездах. В этом заинтересованы не только мы, но и компания «РЖД».
Беседовал Олег Сергеенко