2 октября 2019 г. СРО Ассоциация «Промжелдортранс» провела выездной семинар-совещание «Железнодорожный транспорт необщего пользования – основные проблемы и поиск решений». Мероприятие прошло в г. Прокопьевске Кемеровской области – регионе, где сосредоточены крупнейшие предприятия угольной промышленности (Кузбасс).

Встреча прошла на базе ОАО «Прокопьевское транспортное управление», в конференц-зале, расположенном в живописном месте города Прокопьевска, в рекреационной зоне Зеньковского парка.

В совещании приняли участие 50 человек – эксперты Ассоциации, руководители и главные инженеры транспортных предприятий, осуществляющих перевозки угля, предприятий по ремонту тягового подвижного состава.

С приветственным словом от организаторов выступили В.Д.Рубан — генеральный директор ОАО «Прокопьевское транспортное управление» и А.Ю.Маняхин — Исполнительный директор СРО Ассоциации «Промжелдортранс».

С докладом, посвященным актуальным проблемам железнодорожного транспорта необщего пользования, выступил А.Ю.Маняхин.

Он начал с вопроса, волнующего все железнодорожные предприятия Кузбасса – обновление парка и продление срока службы тепловозов.

Вопрос обновления парка тягового подвижного состава обсуждается уже около 8 лет с момента принятия Технического регламента «О безопасности тягового подвижного состава» ТР 001-2011. Требования тех регламента установили запрет на продление срока службы через техническое диагностирование и установили требование по обязательной модернизации локомотивов и сертификации, т.е. фактическому списанию техники.

«Позиция СРО по этому вопросу была и остается однозначной, мы отстаиваем право эксплуатировать технически исправные локомотивы, и продлевать их назначенный срок службы через техническую диагностику», — подчеркнул докладчик.

Ассоциация направила в Министерство транспорта свою позицию по регулированию процесса продления назначенного срока службы на национальном уровне, в его основании лежало техническое диагностирование с определенной периодичностью в зависимости от срока службы. Это может быть 2-3 года, и в этом случае локомотив будет постоянно под контролем.

Причина обновления парка подвижного состава не должна создаваться искусственно государством, принятием таких нормативно-правовых документов, а естественным путем.

Маняхин проинформировал о том, что Ассоциация активно включились в работу по формированию требований от промышленного железнодорожного транспорта к новому локомотиву с 2017 года. За это время на площадке Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») в рамках работы комитета по координации локомотивостроения и их компонентов было проведено больше 5 заседаний, несколько двусторонних встреч с производителями локомотивов.

В итоге на последнем заседании , которое состоялось 18 июня 2019 года, был представлен окончательный вариант технических требований к промышленному локомотиву. В них учтены все основные фундаментальные требования со стороны наших предприятий.

Значительную роль в стимулировании процесса обновления парка тягового подвижного состава должно сыграть государство, посредством механизмов субсидирования в форме прямой закупки или лизинговой ставки. Необходимо синхронизировать два процесса: выпуск нового локомотива и предоставление субсидий, только тогда предоставляемые субсидии будут эффективно использованы в полном объеме.

«Мы как СРО готовы выступить как координаторы процесса обновления парка, в качестве единого заказчика, что, безусловно позволит получить более выгодную цену для наших компаний, которую получают ОАО РЖД», — сообщил Маняхин.

Учитывая экономический эффект от приобретения нового локомотива, поддержку государства, формирование единого заказа от СРО, обновление локомотивов промышленного железнодорожного транспорта становится вполне реальным процессом.

Далее Маняхин представил собравшимся актуальную информацию, касающуюся сертификации и клеймения железнодорожного подвижного состава.

Около 80% предприятий, входящих в СРО, занимается обслуживанием и ремонтом собственных локомотивов с выходом на пути общего пользования. К сожалению, в последние годы административные ограничения ввели, по сути, тройной контроль деятельности по ремонту подвижного состава. Затраты ППЖТ на осуществление ремонта собственной техники в 5-летнем периоде увеличились в 600 раз по сравнению с 2005 годом. Видно стремление отнять деятельность по ремонту у ППЖТ и отдать ее сервисным компаниям.

Ассоциация будет бороться против избыточных административных ограничений в отношении бизнеса по ремонту подвижного состава.

Еще один важный и непростой вопрос, по которому существуют разные мнения, это так называемая «регуляторная гильотина». У многих наших коллег нет понимания того, как будет осуществляться этот механизм и к каким последствиям он приведет.

На сегодняшний день выработаны списки нормативно-правовых актов, которые будет отменены и (или) переработаны до 2021 года. «Хочется отметить, что работа по актуализации и отмене нормативно правовых документов на железнодорожном транспорте осуществляется с 2015 года в рамках рабочей группы Министерства транспорта Российской Федерации. В рамках работы этой группы уже отменено 1142 документа (акты МПС СССР и МПС России). С одной стороны, для железнодорожного транспорта реализация механизма «регуляторной гильотины» должна дать возможность внести те изменения, которые необходимы для стабильного его развития. Но с другой стороны, все прекрасно понимают, насколько ОАО «РЖД» сильно может лоббировать свои интересы, имея административный, человеческий и финансовый ресурс», — сказал в заключение Маняхин.

Затем выступил А.А.Глазунов — заместитель исполнительного директора СРО Ассоциации «Промжелдортранс».

Он затронул давнишнюю, но до сих пор не решенную проблему содержания железнодорожных переездов. В соответствии со ст. 21 257-ФЗ владельцы железнодорожных путей необщего пользования обязаны содержать участки автомобильных дорог, расположенные 10-метровой зоне железнодорожных переездов. Эта обязанность тяжким грузом ложится на предприятия, которые вынуждены ремонтировать участки автомобильных дорог за счет собственных средств.

Ассоциация предлагает и вносит на обсуждение в Минтранс РФ объективно справедливые решения, при котором владельцы железнодорожных путей и владельцы автомобильных дорог будут обязаны содержать железнодорожные переезды каждый в части своей ответственности — в пределах железнодорожного пути и автомобильной части переезда соответственно.

Далее докладчик рассказал о готовящихся изменениях, касающихся штрафов за нарушения сроков оборота вагона.

В 2018 году Минтранс России инициировал рассмотрение законопроекта «О внесении изменений в статью 100 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации». Суть планируемых изменений в том, что они вводят дополнительную ответственность (штрафы) для владельцев путей необщего пользования за нарушение технологических сроков оборота вагонов. Штрафы будут взиматься ОАО «РЖД».

Ассоциация «Промжелдортранс» считает введение таких норм неправомерным и необоснованным по целому ряду причин. По нашему мнению, в первую очередь необходимо актуализировать существующие Технологические нормы (ЕТП) и Методику расчета времени на все технологические операции, которые морально устарели и не отвечают сегодняшним реалиям.

Еще одной темой, вызвавшей много вопросов, стало изменение порядка выдачи свидетельств на управление локомотивом.

Новые положения внесены в статью 25.1. Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». А.А.Глазунов разъяснил основные моменты по срокам выдачи свидетельств и набору документов, необходимых для их получения. В частности, он обратил внимание на то, что по новым правилам требуется наличие документа, подтверждающего прохождение соответствующего профессионального обучения.

В.Д.Рубан проинформировал об уникальном проекте, который реализует Прокопьевское транспортное управление: строительство локомотиворемонтного завода с объемом до 48 локомотивов капитального и среднего ремонта в год. Общая площадь предприятия -1200 кв. метров. Такого завода нет во всем регионе, при этом потребность в услугах по ремонту тепловозов очень велика. Дирекция СРО посетила строящийся завод, планируется, что первые локомотивы на ремонт смогут поступить уже в середине 2020 года. СРО будет активно помогать в получении всей необходимой разрешительной документации.

В рамках реализации соглашения между СРО и Ространснадзором на мероприятие был приглашен представитель Сибирского управления Госжелдорнадзора В.В.Аксенов, который в своем выступлении остановился на реформировании контрольно-надзорной деятельности. Профилактика нарушений в области безопасности движения является приоритетным направлением деятельности СРО.

Участники мероприятия задали выступающим все свои вопросы по наболевшим проблемам, на которые получили конструктивные и полные ответы. По общему мнению, такой обмен информацией очень полезен, подобные встречи нужно проводить регулярно.

В ближайшее полугодие Дирекцией Ассоциации «Промжелдортранс» запланировано проведение целого ряда региональных совещаний-семинаров по актуальным вопросам развития предприятий — владельцев путей необщего пользования.

 
Закрыть меню