2 декабря 2008 года Министр транспорта РФ Игорь Левитин провел заседание Межведомственной комиссии по вопросам реализации структурной реформы на железнодорожном транспорте, на котором рассмотрен вопрос создания Федеральной пассажирской компании, а также заслушана информация о мерах по снижению негативного влияния кризисных процессов в экономике на деятельность железнодорожного транспорта
По итогам обсуждения первого вопроса принято решение одобрить создание Федеральной пассажирской компании в форме дочернего общества ОАО «Российские железные дороги». Решено доработать, с учетом высказанных замечаний, представленную ОАО «РЖД» концепцию реформирования пассажирского комплекса дальнего следования, а также в текущем году внести предложения по созданию ФПК в Правительство РФ. Негативного влияния кризисных процессов в экономике на деятельность железнодорожного транспорта отмечалась необходимость установления недискриминационных условий конкуренции на рынке грузовых железнодорожных перевозок, в том числе путем установления порядка планирования перевозки грузов, исключающего возможность в одностороннем порядке изменять принадлежность заявляемого к перевозке подвижного состава.
Среди предложенных мер по снижению
В связи с изменениями структуры грузопотока и ростом доли перевозок массовых грузов в общем объеме, предлагается предусмотреть увеличение вагонной составляющей в тарифе на перевозку данных грузов, с учетом преобладающего стопроцентного порожнего пробега при возврате с соответствующими поручениями ФСТ России.
С учетом сокращения инвентарного парка вагонов и увеличения количества участников на рынке железнодорожных перевозок необходимо предусмотреть создание координационного органа и установление условий взаимодействия компаний-операторов с ОАО «РЖД» и между собой по диспетчеризации вагонопотоков с доступом к информационным ресурсам Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» (ГВЦ).
Для формирования равных условий на рынке предоставления вагонов под перевозку грузов предлагается вывести из состава ОАО «РЖД» весь инвентарный парк вагонов и перевести его в разряд приватного парка. Реализовать данное мероприятие путем разделения инвентарного парка вагонов на крупные лоты от 30 тыс. вагонов и более и предложить их компаниям-операторам в аренду с правом последующего выкупа. В случае отказа компаний-операторов от данного предложения рассмотреть вопрос создания Второй грузовой компании с передачей ей оставшегося парка вагонов.
С целью недопущения избытка парка вагонов на рынке, стимулирования приобретения новых вагонов у российских вагоностроителей, сокращения расходов ОАО «РЖД» на проведение капитально-восстановительного ремонта вагонов с продлением срока службы обеспечить выведение из инвентарного парка вагонов с просроченным сроком службы. Это касается как ОАО «РЖД», так и частных компаний-операторов. Исключение возможно только для отдельных типов подвижного состава, вывод которого из эксплуатации приведет к необеспечению объемов перевозок.
В рамках совместной работы с Минпромторгом России предлагается провести дополнительную работу с вагоностроительными компаниями по вопросу актуализации цен на грузовые вагоны с учетом реальной экономической ситуации.
Предложено рекомендовать уполномоченным банкам выделять финансовые ресурсы на кредитование транспортных компаний, в том числе частных компаний-операторов, Первой грузовой компании и других под покупку новых вагонов отечественного производства.
В целях обеспечения сохранения физических объемов инвестиционной программы ОАО «РЖД» рекомендовать уполномоченным российским банкам в приоритетном порядке пересмотреть условия дальнейшего кредитования компании в сторону снижения процентных ставок заимствования и увеличения выделяемых сумм. Предложить Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность обеспечения ОАО «РЖД» финансовыми ресурсами путем увеличения уставного капитала компании.