Астраханский тепловозоремонтный завод (входит в АО «Желдорреммаш») приступил к реализации проекта модернизации тепловозов серии ТЭМ2 с применением гибридной энергоустановки. Опытным образцом выступает локомотив ТЭМ2У, к серийному номеру которого после обновления добавится индекс «Н».
Цель модернизации — улучшение технических и эксплуатационных характеристик тепловоза, а также продление срока его эксплуатации до 64 лет. Опытно-конструкторские работы выполняются совместно с ВНИКТИ и включают в себя выполнение технических расчетов, разработку конструкторской и технической документации, проведение испытаний.
Особенностью новой серии тепловоза станет гибридная энергоустановка, состоящая из дизель-генераторной установки мощностью более 480 кВт и накопителя энергии. Ее использование улучшит тягово-динамические характеристики машины, позволит на треть снизить расход топлива, уменьшить уровень шума и вибраций, сократить выбросы вредных веществ в атмосферу и, как следствие, повысить показатели экологической безопасности локомотива.
В ходе работ на локомотиве будут установлены электродвигатели с микропроцессорной системой управления, дисплейные модули мониторинга работы систем тепловоза, а также улучшены условия для локомотивной бригады.
На железнодорожных путях необщего пользования эксплуатируется более 1000 локомотивов ТЭМ2. Это наиболее распространенная серия, составляющая основу парка тягового подвижного состава ППЖТ и промышленных предприятий.
Комментирует А.Ю. Маняхин, исполнительный директор СРО Ассоциация «Промжелдортранс»:
«Это очень приятная новость для владельцев локомотивов ТЭМ2, эксплуатирующих их на железнодорожных путях необщего пользования, в том числе с выходом на инфраструктуру РЖД. Ассоциация постоянно поднимала вопрос модернизации. Темпы обновления подвижного состава слишком низкие, учитывая экономические проблемы и стоимость нового локомотива. Производитель, в данном случае ТМХ, начал смотреть на проблему обновления парка не только с точки зрения реализации новых локомотивов, но и модернизации существующих машин. Видимо, есть понимание, что доход от продажи локомотивов в связи с сокращением темпов обновления будет снижаться, поэтому необходимо смотреть на другие ниши. Производитель начинает усиливать свои позиции в ремонте и смотреть в сторону модернизации эксплуатируемых серий. Думаю, это правильно и будет благом для рынка».