Минтранс России возвращается к обсуждению законодательного закрепления принципа take-or-pay («вези или плати») для железнодорожных перевозок.
Суть механизма:
- Долгосрочные договоры между грузоотправителями и РЖД (минимум на год)
- Фиксированный объем грузов, который отправитель обязуется предъявить к перевозке
- Оплата согласованного объема даже при меньшем фактическом отправлении (кроме форс-мажора)
- Ответственность перевозчика за непринятие согласованного объема
На перегруженных участках правительство сможет определять, для каких грузов будет действовать принцип «вези или плати». При отказе перевозчика принять согласованный объем груза ему придется выплатить неустойку.
Преимущества системы (по мнению разработчиков):
- Улучшение планирования перевозок
- Рациональная загрузка инфраструктуры
- Гарантированный вывоз продукции
- Равномерная загрузка мощностей
- Своевременная доставка грузов
Однако участники рынка выражают опасения относительно возможной дискриминации грузоотправителей при внедрении этой схемы.