СРО Ассоциация «Промжелдортранс» последовательно развивает взаимодействие с крупными объединениями компаний‑грузовладельцев (металлургов, угольщиков, производителей стройматериалов и др.), выстраивая системную работу по ключевым направлениям грузоперевозок.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и Федеральному закону «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ) выполняют важнейшую функцию связующего звена между крупными промышленными предприятиями, промышленными агломерациями и перевозчиком — ОАО «РЖД». Осознание этой ключевой роли предопределило необходимость выстраивания плотного и конструктивного взаимодействия с промышленными предприятиями – грузовладельцами. За последние 8 лет, с приходом новой исполнительной дирекции Ассоциации, эта работа приобрела особенно интенсивный характер.

В 2023–2024 годах железнодорожная отрасль столкнулась с серьезными вызовами, обусловленными необходимостью адаптации к новым условиям. Произошли существенные изменения в работе РЖД: трансформировались логистические схемы, перераспределились грузопотоки как на экспорт, так и внутри страны. Возникли беспрецедентные сложности, среди которых — профицит порожних вагонов, достигший порядка 400 тысяч единиц, затруднения при оформлении формы ГУ‑12, внедрение системы СКПП, непосредственно затрагивающей интересы ППЖТ и грузополучателей. Кроме того, автоматизация процессов ДМЗИ привела к тому, что система начала самостоятельно определять допустимые маршруты и принимать решения о согласовании или отклонении ГУ‑12.

В этих условиях возникла объективная необходимость более тесного взаимодействия с крупными объединениями грузовладельцев. Если ранее работа строилась преимущественно на решении частных случаев отправок и региональных вопросов, то сейчас требуется консолидация усилий на системном уровне. Ассоциация провела целенаправленный поиск авторитетных отраслевых объединений, реально влияющих на объемы железнодорожных грузоперевозок и сталкивающихся с общими для всех грузоотправителей проблемами.

Результатом этой работы стало заключение соглашений о взаимодействии с рядом крупных объединений: Союзом организаций нефтегазовой отрасли «Российское газовое общество», Ассоциацией НСРО «РУСЛОМ.КОМ» (объединение переработчиков лома и отходов металлов), Ассоциацией НП «Горнопромышленники России» (предприятия минерально-промышленного комплекса), Национальной ассоциацией «Союз производителей бетона», Ассоциацией «Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии» (НОПСМ). С Ассоциацией «Русская сталь», объединяющей крупнейшие предприятия черной металлургии, плодотворное сотрудничество ведется уже на протяжении нескольких лет.

В рамках взаимодействия Ассоциация «Промжелдортранс» анализирует и систематизирует ключевые вопросы, касающиеся, в том числе, диалога с ОАО «РЖД». Речь не идет об объединении с целью противодействия РЖД. Ассоциация не поддерживает идею «дружить против кого-то». Все участники перевозочного процесса являются партнерами, все находятся в одной лодке. Здесь надо быть объективными, видеть, с какими проблемами мы сталкиваемся и решать их совместно, а не пытаться ставить друг другу палки в колеса. Это не приведет ни к чему хорошему, напротив, может спровоцировать дальнейший уход грузов с железной дороги на другие виды транспорта.

Многие вопросы, затрагивающие интересы грузовладельцев, уже находятся в стадии проработки — как внутри экспертного сообщества Ассоциации, так и в диалоге с ОАО «РЖД». При этом учитывается, что грузоотправители / грузополучатели, являясь конечным звеном в цепочке перевозочного процесса, зачастую не имеют полной картины происходящего. Эксперты Ассоциации, напротив, видят проблемы в комплексе, что способствует более эффективному их решению.

Особое внимание Ассоциация уделяет взаимодействию ППЖТ с грузоотправителями-клиентами, с которыми их связывают договорные отношения по оказанию услуг. Эта работа требует не только профессиональных знаний, но и дипломатических навыков — нередко приходится сглаживать острые углы, возникающие при взаимодействии с перевозчиком. Не менее важным аспектом является оборот вагонов в грузовом узле, своевременный прием и отправление грузов. Хотя многие факторы, влияющие на этот процесс, не зависят от ППЖТ, последние обязаны активно координировать действия всех заинтересованных сторон как главное связующее звено.

Значительные усилия Ассоциации прилагает для проработки нормативно‑правовых актов, затрагивающих интересы участников перевозочного процесса. В частности, непростые вопросы возникли в связи со статьей 62 Устава железнодорожного транспорта, по которой полномочия операторов по взиманию штрафа за задержку вагонов, контейнеров под погрузкой и выгрузкой приравниваются к полномочиям перевозчика. Оператор (владелец вагонов) получает право взыскания штрафов за простой вагонов как на путях грузоотправителя/грузополучателя, так и на путях ППЖТ. Ассоциация стремится к выработке общей позиции с грузовладельцами по этому вопросу, одинаково болезненному для наших предприятий.

Существенные изменения происходят и в сфере цифровизации перевозочного процесса. РЖД активно внедряют новые формы электронных уведомлений. Хотя некоторые ППЖТ выражают несогласие с переходом на электронный документооборот, Ассоциация считает необходимым развиваться в этом направлении и вовлекать в процесс цифровизации как ППЖТ, так и грузовладельцев. Игнорирование этих изменений может привести к утрате конкурентных преимуществ, а сам процесс напрямую затрагивает интересы грузоотправителей и грузополучателей, требуя скоординированных действий всех участников.

 
Закрыть меню