В конце 2013 года сведения о нашей ассоциации были включены в государственный реестр саморегулируемых организаций. Соответствующие изменения, касающиеся получения статуса СРО, были внесены и в наш устав.
Создание СРО на промышленном транспорте важно по целому ряду причин. Назову основные из них. Это, прежде всего, отсутствие в Минтрансе отдельной структуры по промышленному транспорту, нет и прозрачного механизма ценообразования на работу и услуги ППЖТ, и т. д. Вопрос стоит гораздо шире. И речь прежде всего идет о делегировании некоторых функций государства саморегулируемым организациям.
Должен сказать, что на конференции Общероссийского народного фронта советник президента РФ Игорь Левитин дал недвусмысленный ответ на вопросы, касающиеся распределения функций госорганов. В частности, он отметил, что в связи с предстоящим сокращением госаппарата целый ряд функций госрегулирования будет переходить как раз под начало СРО. Кстати, на железнодорожном транспорте, и конкретно — необщего пользования, мы стали первой саморегулируемой организацией, если не считать, конечно, операторов, которые главным образом принадлежат тем структурам, чья основная деятельность относится к промышленному производству.
Напомню, что в положении о Министерстве транспорта РФ идет речь как раз о функциях по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере того или иного вида транспорта, в том числе и промышленного. И мы могли бы совместно с министерством такие функции выполнять. Пока же нас в ряде случаев просто напросто забывают. Приведу такой пример, связанный с введением в действие закона о лицензировании отдельных видов деятельности. В нем было предусмотрено лицензирование погрузочноразгрузочных работ преимущественно с опасными грузами на железнодорожном транспорте. На первый взгляд, вроде бы написано правильно. Но при подготовке постановления Правительства об утверждении положения о выдаче лицензии чиновники почему-то посчитали, что действует она только на путях общего пользования. Хотя очевидно, что вся погрузка, особенно опасных грузов, происходит как раз на подъездных путях промышленных предприятий.
В результате мы оказались в тупиковой ситуации. С одной стороны, пришедший с проверкой ревизор вправе потребовать от нас лицензию, и при ее отсутствии, закрыть путь. С другой стороны, такое решение, особенно там, где есть опасные грузы, чревато куда более серьезными последствиями. Всё это создает предпосылки для процветания коррупции. И таких примеров можно привести немало.
Надеемся, что ситуация коренным образом изменится с созданием СРО, что кстати, сегодня актуально и для других отраслей экономики. Но лишь пока в строительной отрасли создание СРО подкреплено и нормативно, а именно в Градостроительном кодексе.
Что же касается транспорта необщего пользования, то в рамках СРО мы могли бы более эффективно заниматься регулированием вопросов, связанных с подачей и уборкой вагонов, маневровой работой, погрузкой и выгрузкой, т. е. всеми теми работами, которые общепринято называть начальноконечными операциями перевозочного процесса. Создание СРО позволит нам взять на себя функции по целому кругу и других вопросов. Это проведение аттестации наших специалистов, обучение машинистов и помощников, проведение проверок знаний ПТЭ и других инструкций и т. д. И всё это мы могли бы делать на высоком профессиональном уровне.
Отмечу также, что определенная работа нами уже проводится. У нас сформированы контрольная и дисциплинарная комиссии, разработан план контрольных проверок членов СРО, который согласован с Госжелдорнадзором. Уже начались контрольные проверки наших организаций, как бы от лица государственных ревизоров, на предмет выполнения требований безопасности при выполнении тех работ, перечень которых утвержден общим собранием как относящихся к сфере деятельности нашего СРО. Кроме того, мы разрабатываем и вводим свои собственные стандарты. У нас работает свой сертификационный центр, который занимается вопросами сертификации в сфере ремонта подвижного состава, путевого хозяйства, погрузочно-разгрузочных работ и т. д.
Таким образом, создание СРО явилось бы логическим завершением всего проводимого нами комплекса работ. И сейчас в полный рост встает вопрос о признании статуса нашего СРО уже на законодательном уровне. Положения, предусматривающие возможность создания СРО на транспорте общего и необщего пользования, должны быть внесены в основной отраслевой закон. Тем более что в законе о железнодорожном транспорте уже есть глава, где речь идет о нормах государственного регулирования. Так что в свете общегосударственной задачи по сокращению функций госаппарата с передачей их на места такие изменения будут лишь способствовать более своевременному, а главное, грамотному принятию необходимых решений.
Опубликовано в журнале «Промышленный транспорт XXI век», № 1-2, 2016 г.
Президент СРО «Ассоциация «Промжелдортранс»
Кукушкин Александр Иванович