mt1_new

 

По  инициативе Президента Ассоциации Кукушкина А.И. 18 октября 2016 года состоялась рабочая встреча с заместителем Министра транспорта Российской Федерации Цыденовым А.С. с участием  директора Департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Петренко В.А. и  генеральным директором ООО «СЦ Промжелдортранс» Маняхиным А.Ю.

На встрече были рассмотрены вопросы и предложения Ассоциации,  связанные, в первую очередь, с реализацией требований новой редакции статьи 21  Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. Также обсуждались изменения в приложение №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №286.

Вопрос реализации новой редакции ст.21 Закона № 257-ФЗ по инициативе президента Кукушкина А.И. обсуждался 17.10.2016. на заседании Межведомственной рабочей группы по обеспечению безопасности движения на железнодорожных переездах  при Правительственной комиссии   по обеспечению безопасности дорожного движения,  сопредседателем  которой является заместитель Министра транспорта Цыденов А.С.

СРО Ассоциация «Промжелдортранс» многие годы добивалась внесения  изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. в части исключения из статьи 21 требования «содержать участки автомобильных дорог … при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования владельцами железнодорожных путей» и приведении его в соответствие с Гражданским Кодексом РФ.

Наконец, в 2015 году  Министром транспорта России Соколовым М.Ю. было заявлено о принятом решении по внесению соответствующего изменения в Закон, где за содержание участков автомобильных дорог на подходах к переездам будут отвечать их владельцы, а не железнодорожники. Однако, в новой редакции федерального закона №257-ФЗ  от 03 июля 2016 года требование к владельцам железнодорожных путей  по содержанию переездов не только не исключено, но и усилено нормой, возложившей на владельцев железнодорожных путей  обязанность «оборудовать … специальными техническими средствами, имеющими функции фото — и киносъемки…». При этом  указанные  требования распространяются на все категории железнодорожных переездов необщего пользования, в т.ч. и  с незначительной интенсивностью движения. Однако, вопреки заявлению Министра транспорта,  Министерство согласовало такую редакцию поправки Закона, а  Комитет ГД РФ по транспорту отклонил предложение  Совета Федерации о введении нормы, обязывающей  владельцев автомобильных дорог оборудовать железнодорожные  переезды  указанными средствами.

По оценке специалистов ОАО «РЖД», только оборудование переездов указанными средствами (без учета содержания) обойдется компании в  20 млрд руб. При этом никто не считал расходы владельцев железнодорожных путей необщего пользования по оборудованию переездов  техническими средствами и их содержанию и не оценивал последствия для ППЖТ и пользователей их услуг. Стоимость оборудования одного переезда указанными средствами составляет от 3-3,5 млн. руб. Ситуация осложнена ещё и тем, что с отменой Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утверждённой Министром путей сообщения Российской Федерации 29.06.1998 №ЦП-566  исключено понятие «технологические проезды», и все они теперь считаются железнодорожными проездами.
Реализация   указанной нормы  Закона  тяжелым  бременем ляжет на владельцев железнодорожных путей необщего пользования и, соответственно, повысит тарифы на их услуги, что приведёт к ещё большему оттоку грузов на автомобильный транспорт.

20 июля 2016 года в Минтрансе России под председательством  заместителя Министра транспорта России Цыденова А.С. состоялось совещание  по безопасности на железнодорожных переездах, на котором были рассмотрены вопросы порядка установки технических средств видеосвязи для фиксации  нарушений Правил дорожного движения, а также варианты определения источников финансирования. К сожалению, на совещание не были приглашены работники железнодорожного транспорта необщего пользования  и не обсуждались проблемы владельцев железнодорожных путей, связанные с реализацией указанной нормы Закона. Речь шла только об ОАО «РЖД».

Кукушкин А.И. отметил, что проблема безопасности движения на переездах носит государственный характер, и  решать её односторонними мерами или силами и за счёт одной из сторон невозможно.

Для разрешения создавшейся ситуации  заместителю Министра транспорта России Цыденову А.С. были переданы  предложения Ассоциации

О  внесении следующих  изменений в Закон № 257-ФЗ:

Часть 2 , ст. 21 изложить в следующей редакции:

«2. Владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, содержать и ремонтировать такие устройства, а так же проезжую часть автомобильных дорог в пределах железнодорожного переезда (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума до концов шпал или концов настила переезда), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте.

2. Дополнить часть 2, ст. 2) частью 2.1 следующего содержания:

«2.1.Владельцы автомобильных дорог обязаны содержать и ремонтировать проезжую часть автомобильных дорог до границ железнодорожного переезда, а также обеспечивать наличие устройств, предназначенных для обеспечения безопасности движения транспортных средств и других участников дорожного движения (сигнальные столбики, дорожные знаки)».

Обязанность же по оборудованию железнодорожных переездов работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения и содержанию участков автомобильных дорог, расположенных в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования), в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте необходимо возложить на владельцев автомобильных дорог.

Признавая позицию Ассоциации вполне обоснованной, ЗМ  Цыденов А.С. поручил соответствующим структурам Минтранса России подготовить проект внесения изменений в Закон № 257-ФЗ с учетом предложений Ассоциации. 

На встрече также был поднят вопрос о внесении изменений в приложение №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №286 в части условных номеров клеймения, а также проекте перечня составных частей локомотивов,  для изготовления, ремонта и модернизации которых соответствующему предприятию необходимо пройти процедуру получения условного номера клеймения. Указанные нормативные акты обяжут ремонтные предприятия, а также владельцев железнодорожных путей необщего пользования, осуществляющих ремонт локомотивов, пройти обследование производства с целью получения условных номеров клеймения на текущие виды ремонта ТР-1, ТР-2, ТР-3.

Президент СРО Ассоциация «Промжелдортранс» Кукушкин А.И. изложил позицию СРО, отметив, что данная норма не эффективна и повлечет за собой избыточные административные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности, в частности, ремонтных организаций и владельцев путей необщего пользования, осуществляющих текущий ремонт локомотивов.

Требования по обязательному обследованию ремонтного предприятия на предмет фактической готовности к проведению работ противоречит цели присвоения условного номера клеймения, которое служит только для идентификации и учета ремонтных предприятий при осуществлении им функций по изготовлению, модернизации и ремонту.

Предлагаемые нормы, по сути, являются альтернативой лицензированию деятельности по ремонту и обслуживанию подвижного состава, которое было отменено в 2006 году, в том числе  по причине низкой эффективности и избыточных административных ограничений.

В отрасли с 2008 года действуют требования по обязательному подтверждению соответствия процессов ремонта и обслуживания тягового подвижного состава, в частности, при условии выполнения процедуры проверки технической готовности локомотивов, выходящих на пути общего пользования (МПС России от 18 июня 2003 г. N 26 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный N 4764) с изменениями, внесенными Приказами Минтранса России от 15 февраля 2008 г. N 28 (зарегистрирован Минюстом России 5 марта 2008 г., регистрационный N 11283) и от 4 мая 2009 г. N 72 (зарегистрирован Минюстом России 28 мая 2009 г., регистрационный N 14016).

По сути, регулирование деятельности по ремонту тягового подвижного состава уже реализовано, а введение обязательного присвоения условного номера будет дополнительной надстройкой и финансовым обременением для ремонтных предприятий и владельцев путей необщего пользования, осуществляющих ремонт локомотивов.

Подтверждение соответствия процессов ремонта и обслуживания тягового подвижного состава более эффективный и гибкий инструмент, а институт подтверждения соответствия стремительно развивается в России: создана Национальная система аккредитации, сформирована и активно работает Федеральная служба аккредитации, рассматривается вопрос наделения надзорных органов полномочиями по приостановлению и отмене сертификатов соответствия, с каждым днем повышается значение и доверие к сертификатам соответствия.

В соответствии с Временным порядком организации работы по присвоению условного номера клеймения железнодорожного подвижного состава и его составных частей, утвержденных 28 января 2014 г., полномочиями по обследованию предприятий наделена единственная организация ФБУ РС ФЖТ. Количество предприятий в России, осуществляющих текущие виды ремонта, превышает 1500. Ввиду предполагаемого высокого спроса на процедуру присвоения условного номера клеймения, имеется риск, что ФБУ РС ФЖТ не справится с большим объемом работы, что приведет к увеличению сроков получения условных номеров клеймения.

Заместителю Министра транспорта Цыденову А.С. было передано письмо с конкретными предложениями по актуализации представленной редакции изменений в приложение №5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. №286, а также была достигнута договоренность о включении представителей СРО Ассоциация «Промжелдортранс» в рабочую группу Министерства транспорта Российской Федерации по разработке документов Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

 

 

 
Закрыть меню