Фото на главную

В конце 2013 года сведения о нашей ассоциации были вклю­чены в государственный реестр саморегулируемых организаций. Соответствующие изменения, касающиеся получения статуса СРО, были внесены и в наш устав.

Создание СРО на промышлен­ном транспорте важно по целому ряду причин. Назову основные из них. Это, прежде всего, отсутствие в Минтрансе отдельной структуры по промышленному транспорту, нет и прозрачного механизма це­нообразования на работу и услуги ППЖТ, и т. д. Вопрос стоит гораз­до шире. И речь прежде всего идет о делегировании некоторых функ­ций государства саморегулируе­мым организациям.

Должен сказать, что на конфе­ренции Общероссийского народ­ного фронта советник президента РФ Игорь Левитин дал недвусмыс­ленный ответ на вопросы, каса­ющиеся распределения функций госорганов. В частности, он отме­тил, что в связи с предстоящим со­кращением госаппарата целый ряд функций госрегулирования бу­дет переходить как раз под начало СРО. Кстати, на железнодорожном транспорте, и конкретно — необ­щего пользования, мы стали пер­вой саморегулируемой организа­цией, если не считать, конечно, опе­раторов, которые главным образом принадлежат тем структурам, чья основная деятельность относится к промышленному производству.

Напомню, что в положении о Министерстве транспорта РФ идет речь как раз о функциях по выра­ботке государственной политики и нормативно-правовому регулиро­ванию в сфере того или иного вида транспорта, в том числе и промыш­ленного. И мы могли бы совместно с министерством такие функции выполнять. Пока же нас в ряде слу­чаев просто напросто забывают. Приведу такой пример, связанный с введением в действие закона о ли­цензировании отдельных видов де­ятельности. В нем было предусмо­трено лицензирование погрузочно­разгрузочных работ преимущест­венно с опасными грузами на же­лезнодорожном транспорте. На пер­вый взгляд, вроде бы написано правильно. Но при подготовке по­становления Правительства об ут­верждении положения о выдаче ли­цензии чиновники почему-то по­считали, что действует она толь­ко на путях общего пользования. Хотя очевидно, что вся погрузка, особенно опасных грузов, проис­ходит как раз на подъездных пу­тях промышленных предприятий.

В результате мы оказались в ту­пиковой ситуации. С одной сторо­ны, пришедший с проверкой ре­визор вправе потребовать от нас лицензию, и при ее отсутствии, зак­рыть путь. С другой стороны, та­кое решение, особенно там, где есть опасные грузы, чревато куда более серьезными последствиями. Всё это создает предпосылки для процветания коррупции. И таких примеров можно привести немало.

Надеемся, что ситуация корен­ным образом изменится с созда­нием СРО, что кстати, сегодня актуально и для других отраслей экономики. Но лишь пока в строи­тельной отрасли создание СРО под­креплено и нормативно, а именно в Градостроительном кодексе.

Что же касается транспорта не­общего пользования, то в рамках СРО мы могли бы более эффек­тивно заниматься регулировани­ем вопросов, связанных с подачей и уборкой вагонов, маневровой ра­ботой, погрузкой и выгрузкой, т. е. всеми теми работами, которые общепринято называть начально­конечными операциями перевоз­очного процесса. Создание СРО позволит нам взять на себя функ­ции по целому кругу и других воп­росов. Это проведение аттестации наших специалистов, обучение ма­шинистов и помощников, прове­дение проверок знаний ПТЭ и дру­гих инструкций и т. д. И всё это мы могли бы делать на высоком про­фессиональном уровне.

Отмечу также, что определен­ная работа нами уже проводится. У нас сформированы контрольная и дисциплинарная комиссии, раз­работан план контрольных про­верок членов СРО, который сог­ласован с Госжелдорнадзором. Уже начались контрольные проверки наших организаций, как бы от лица государственных ревизоров, на предмет выполнения требований безопасности при выполнении тех работ, перечень которых утверж­ден общим собранием как отно­сящихся к сфере деятельности на­шего СРО. Кроме того, мы разраба­тываем и вводим свои собственные стандарты. У нас работает свой сер­тификационный центр, который занимается вопросами сертифика­ции в сфере ремонта подвижного состава, путевого хозяйства, пог­рузочно-разгрузочных работ и т. д.

Таким образом, создание СРО явилось бы логическим заверше­нием всего проводимого нами ком­плекса работ. И сейчас в полный рост встает вопрос о признании статуса нашего СРО уже на зако­нодательном уровне. Положения, предусматривающие возможность создания СРО на транспорте обще­го и необщего пользования, долж­ны быть внесены в основной отрас­левой закон. Тем более что в законе о железнодорожном транспорте уже есть глава, где речь идет о нор­мах государственного регулирова­ния. Так что в свете общегосудар­ственной задачи по сокращению функций госаппарата с передачей их на места такие изменения будут лишь способствовать более своев­ременному, а главное, грамотному принятию необходимых решений.

 

Опубликовано в журнале «Промышленный транспорт XXI век», № 1-2, 2016 г.

 

Президент СРО «Ассоциация «Промжелдортранс»

Кукушкин Александр Иванович

 
Закрыть меню